Срок службы деревянных шпал
Содержание:
Ориентировочный срок службы деревянных шпал ЖД может варьироваться в пределах 7–40 лет при среднем периоде эксплуатации около 16–18 лет. Продолжительность эксплуатации также напрямую зависит от ряда эксплуатационных показателей пути: массы рельсов, интенсивности движения и грузонапряжённости, климатических и географических особенностей местности, соблюдения требований по обслуживанию линейных грунтовых сооружений.
Рассмотрим, как определяется срок службы шпалы деревянной пропитанной из разных сортов древесины и что на него влияет.
Средний срок службы шпал
Период эксплуатации деревянных железнодорожных шпал напрямую зависит от сорта дерева и способа его пропитки. При условии обработки древесины масляными пропитками расчётный срок службы шпалы деревянной составляет:
- Для изделий из сосны — 19 лет;
- Для изделий из лиственницы — 18 лет;
- Для изделий из ели, пихты или кедра — 17 лет.
При использовании пропитки на основе водных антисептиков средний срок службы шпал составляет 13,5 года вне зависимости от сорта древесины.
Качественная пропитка позволяет сохранить характеристики дерева в течение всего срока службы. Для этой цели широко используется каменноугольное пропиточное масло, являющееся продуктом фракционной перегонки каменноугольной смолы. В отличие от водных растворов, оно максимально устойчиво к вымыванию из древесины, обладает высокими антисептическими свойствами, однако имеет резкий характерный запах, высокую токсичность, а также повышает горючесть шпал. Поэтому даже отслужившие свой срок и извлечённые из ВСП шпалы запрещается использовать в жилом строительстве.
Действующий ГОСТ 20022.1 определяет несколько способов обработки железнодорожных шпал, среди которых наиболее эффективным является метод «вакуум-давление-вакуум» — он обеспечивает максимально глубокую степень проникания антисептика в древесную массу.
Что влияет на срок службы деревянных шпал
Чтобы максимально продлить срок службы деревянной шпалы, в процессе эксплуатации нужно учитывать ряд требований:
- укреплять концы шпал от растрескивания;
- не вбивать в шпалы костыли без предварительного сверления отверстий;
- устанавливать под металлические подкладки резиновые, кордонитовые или гомбелитовые прокладки.
Кроме того, в процессе эксплуатации пути важно регулярно удалять изношенную древесину с обработкой антисептиком зачищенных мест — это позволит продлить срок службы шпал.