НАВEРХ
Главная » Статьи » Переводные брусья: назначение и типы

Переводные брусья: назначение и типы

Содержание:

Переводной брус – неотъемлемый элемент верхнего строения железнодорожного пути, предназначенный для опоры стрелочного перевода на магистральных, станционных, производственных и иных видах железных дорог. Тип, материал и другие технические характеристики брусьев зависят от эксплуатационных условий, назначения и загруженности железнодорожного полотна.

Сферы применения

Переводные брусья устанавливают на любых стрелочных ж/д разъездах, будь то магистральная линия, подъездные, производственные или станционные пути. Будучи основной опорой стрелки, вне зависимости от материала изготовления брусья применяют на всех типах железнодорожных развилок.

Назначение брусьев

Переводные брусьяБрусья имеют схожее со шпалами назначение, поскольку также являются опорными элементами для рельсового полотна. При этом используются они исключительно на стрелочных переводах.

В отличие от шпал, брусья имеют большую длину. Это дает возможность существенно сократить давление на грунт и балласт за счет увеличения площади контакта. Такая техническая особенность позволяет увеличить эксплуатационный ресурс как самой стрелки, так и всех элементов верхнего строения ж/д пути.

Благодаря использованию в железнодорожных переводах брусьев удается обеспечить равномерность движения поезда на разъезде без существенных вибраций, недопустимых колебаний рельсового полотна в вертикальной плоскости и критического крена рельсов по горизонтали.

Классификация переводных брусьев

Железнодорожные стрелочные брусья классифицируют по материалу, виду сечения и назначению. Изготавливают их из железобетона или натурального массива дерева. В большинстве случаев используют массив недорогой, простой в обработке и достаточно долговечной сосны, но встречаются брусья для ж/д стрелок и из других пород дерева, в т.ч. и таких дорогих как дуб, лиственница и пр.

Деревянные ж/д брусья дешевле, практичнее и проще в обслуживании, но согласно ГОСТу 8816-2014 сфера их применения ограничена железными дорогами с максимальным скоростным режимом до 200 км/ч. Однако именно деревянные переводные брусья стали одними из самых распространенных на железных дорогах любого назначения как в нашей стране, так и в других государствах мира.

Форма поперечного сечения – еще один критерий классификации переводных брусьев:

  • А – обрезные с ровными строго вертикальными боковины с прямоугольным сечением;
  • Б – необрезные с ровными горизонтальными опорными поверхностями и бочкообразным сечением.

На три типа разделяют брусья в зависимости от применимости:

  • I – железнодорожные колеи классов I и II, а также для колей класса III, грузовая напряженность которых превышает 50 млн. тонн на километр в год и при скорости составов свыше 100 км/ч.
  • II – железнодорожные колеи классов III и IV, подъездные ж/д пути с высокой интенсивностью движения, на сортировочных и прочих станциях.
  • III – любые малонагруженные железнодорожные колеи класса V на станциях, маневровых разъездах и на промышленно-производственных предприятиях.

В маркировке переводного деревянного бруса также может стоять буквенное обозначение, указывающее на особенность верхней пласти:

  • Ш – широкая;
  • У – уширенная;
  • Н – нормальная.

Кроме того, стрелочные брусья классифицируют по наличию защитной обработки. Натуральный массив дерева подвержен гниению, поражению грибками и паразитами, что разрушает его и снижает прочность. Чтобы этого избежать шпалы и брусья пропитывают специальными антисептическими составами и антипиренами, чтобы предотвратить распространение огня в случае пожара. Согласно ГОСТу изделия разделяют на:

  • пропитанные;
  • непропитанные;
  • наколотые (пропитка с проколом вглубь).

Размеры и геометрические параметры переводного бруса

Размеры переводных брусьев

Переводной брус имеет две горизонтальные опорные поверхности – пласти, непосредственно воспринимающие нагрузку. Верхняя пласть меньше нижней и предназначена она для опоры рельсового полотна. Более широкая нижняя пласть равномерно распределяет нагрузку на балласт.

Геометрию переводного бруса определяют шесть основных параметров, имеющих непосредственную важность для обеспечения безопасного движения подвижного состава через железнодорожный перевод:

  • b и b1 – ширина пласти (верхней и нижней);
  • b2 – ширина по боковинам;
  • h – общая толщина;
  • h1 – высота обработанных боковин.

Стандартные размеры и предельные отклонения от них по каждому виду и типу переводного бруса указаны в ГОСТе 8816-2014.

Требования к качеству

К эксплуатации на железных дорогах не допускаются переводные брусья с гнилыми и табачными сучками, пасынками и двойной сердцевиной, а также со следами гнили древесины. Грибковые пятна допускаются только, если их размер не более 20% от площади торца. Также допускают не более трех червоточин на погонный метр. Не допускаются трещины глубиной более 30% толщины бруса.

Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK