Полушпалы деревянные: типы, размеры и назначение
Содержание:
- Что такое полушпала?
- Из чего делают полушпалы?
- Классификация деревянных полушпал
- Требования к качеству
Для подкрановых железнодорожных путей на строительных объектах, в портах и крупных логистических центрах широко используют полушпалы, которые в отличие от полноразмерных шпальных брусьев обладают рядом эксплуатационных преимуществ, относящихся конкретно к использованию в подкрановых колеях.
Что такое полушпала?
Полушпала – это опорный элемент верхнего строения железнодорожного пути. Основная ее задача аналогична стандартным полноразмерным шпалам – опора рельсового полотна. Само по себе название указывает на ключевое отличие от классического шпального бруса – половина длины. Если длина стандартной полноценной шпалы для колеи 1520 мм составляет 2750 мм, то длина полушпалы – 1350 мм. Вес одной деревянной полушпалы составляет примерно 45 кг.
В остальном назначение, функционал и основные технико-эксплуатационные требования для полушпал аналогичны полноразмерным опорным элементам верхнего строения железнодорожного пути. При этом полушпалы не используют на железных дорогах магистрального и прочего назначения с высокой интенсивностью движения поездов.
Из чего делают полушпалы?
Полушпалы бывают железобетонными из бетона тяжелого класса прочности и деревянными. В большинстве случаев используют натуральный массив сосны, поскольку она оптимально сочетает в себе сравнительно невысокую стоимость, длительный срок службы и простоту в обработке. Встречаются также изделия и из других более дорогих и прочных пород дерева, в т.ч. лиственница, кедр, пихта, дуб и пр.
У дерева и бетона есть свои преимущества и недостатки, а также технико-эксплуатационные ограничения. Незащищенное специальными составами дерево гниет и подвержено поражению паразитов, что снижает прочность и несущую способность опоры, а железобетон не имеет такой гибкости, как деревянные изделия.
При этом деревянные полушпалы легче в обработке и обслуживании, они оказывают хороший демпфирующий эффект благодаря своей природной гибкости, однако это условие допустимо только на железнодорожных путях с высокой грузоподъемностью, но малой скоростью движения состава. Именно поэтому чаще всего деревянные полушпалы используют для прокладки подкрановых ж/д путей.
Сфера применения и назначение полушпал
Устанавливают полушпалы на подкрановых железнодорожных путях:
- под башенными кранами на стройплощадках;
- под козловыми кранами на крупных складах, базах и промышленных предприятиях;
- под портовыми кранами.
Основное назначение полушпал – усиление рельсового подкранового полотна и обеспечение стабильности его геометрии как в горизонтальной плоскости, включая крен рельсов, так и по их высоте.
Крановые рельсы на железобетонных или деревянных полушпалах способны выдерживать нагрузку до 300 тонн. При этом такая рельсошпальная решетка способна более равномерно распределять нагрузку на грунт.
Классификация деревянных полушпал
Классифицируют и производят деревянные полушпалы для подкрановых железнодорожных путей согласно техническому регламенту ГОСТа 78-2004. Стандартом предусмотрено два типа в соответствии с типоразмером изделий:
- I – высота по боковинам 150 мм и толщина опорной верхней поверхности для установки рельса 180 мм, а общие габариты 1350х250, h180 мм;
- II – высота по боковинам 130 мм и толщина опорной верхней поверхности для установки рельса 160 мм, а общие габариты 1350х230, h160 мм.
Предельно допустимые отклонения по длине деревянных полушпал согласно ГОСТ не должны превышать 100 мм, нормальное отклонение ±20 мм, а по ширине и толщине ±5 мм.
Форма поперечного сечения – еще один ключевой для выбора полушпал критерий классификации:
- обрезные – с ровными опиленными четырьмя сторонами и строго вертикальными боковинами (прямоугольное сечение);
- необрезные – с ровными опиленными горизонтальными опорными поверхностями (бочкообразное сечение);
- полуобрезные – опилены две горизонтальные опорные поверхности и только одна боковая.
Кроме того, деревянные полушпалы для подкрановых железнодорожных путей классифицируют по наличию защитной обработки. Натуральное дерево подвержено биологическому разрушению (гниению и поражению грибками), а также разрушается паразитами, что снижает его прочность. Во избежание такого негативного явления шпалы пропитывают специальными антисептиками для защиты от биоразложения и антипиренами, чтобы предотвратить при пожаре распространение огня. Согласно ГОСТу изделия разделяют на:
- пропитанные;
- непропитанные;
- наколотые (пропитка с проколом вглубь).
Для пропитки полушпал чаще всего используют креозот-каменноугольное масло. Пропитка выполняется в автоклавах в среде высокого давления и температуры.
Требования к качеству
Согласно ГОСТу 78-2004 к эксплуатации на подкрановых ж/д колеях не допускаются полушпалы с зарубами, запилами и с неочищенной корой. Все сучки должны быть срезаны в уровень поверхности. Не допускаются шпалы со следами гниения и глубокими (выше 30% от толщины) трещинами.