НАВEРХ
Главная » Статьи » Полушпалы деревянные: типы, размеры и назначение

Полушпалы деревянные: типы, размеры и назначение

Содержание:

Для подкрановых железнодорожных путей на строительных объектах, в портах и крупных логистических центрах широко используют полушпалы, которые в отличие от полноразмерных шпальных брусьев обладают рядом эксплуатационных преимуществ, относящихся конкретно к использованию в подкрановых колеях.

Что такое полушпала?

полушпалы деревянныеПолушпала – это опорный элемент верхнего строения железнодорожного пути. Основная ее задача аналогична стандартным полноразмерным шпалам – опора рельсового полотна. Само по себе название указывает на ключевое отличие от классического шпального бруса – половина длины. Если длина стандартной полноценной шпалы для колеи 1520 мм составляет 2750 мм, то длина полушпалы – 1350 мм. Вес одной деревянной полушпалы составляет примерно 45 кг.

В остальном назначение, функционал и основные технико-эксплуатационные требования для полушпал аналогичны полноразмерным опорным элементам верхнего строения железнодорожного пути. При этом полушпалы не используют на железных дорогах магистрального и прочего назначения с высокой интенсивностью движения поездов.

Из чего делают полушпалы?

Полушпалы бывают железобетонными из бетона тяжелого класса прочности и деревянными. В большинстве случаев используют натуральный массив сосны, поскольку она оптимально сочетает в себе сравнительно невысокую стоимость, длительный срок службы и простоту в обработке. Встречаются также изделия и из других более дорогих и прочных пород дерева, в т.ч. лиственница, кедр, пихта, дуб и пр.

У дерева и бетона есть свои преимущества и недостатки, а также технико-эксплуатационные ограничения. Незащищенное специальными составами дерево гниет и подвержено поражению паразитов, что снижает прочность и несущую способность опоры, а железобетон не имеет такой гибкости, как деревянные изделия.

При этом деревянные полушпалы легче в обработке и обслуживании, они оказывают хороший демпфирующий эффект благодаря своей природной гибкости, однако это условие допустимо только на железнодорожных путях с высокой грузоподъемностью, но малой скоростью движения состава. Именно поэтому чаще всего деревянные полушпалы используют для прокладки подкрановых ж/д путей.

Сфера применения и назначение полушпал

Устанавливают полушпалы на подкрановых железнодорожных путях:

  • под башенными кранами на стройплощадках;
  • под козловыми кранами на крупных складах, базах и промышленных предприятиях;
  • под портовыми кранами.

Основное назначение полушпал – усиление рельсового подкранового полотна и обеспечение стабильности его геометрии как в горизонтальной плоскости, включая крен рельсов, так и по их высоте.

Крановые рельсы на железобетонных или деревянных полушпалах способны выдерживать нагрузку до 300 тонн. При этом такая рельсошпальная решетка способна более равномерно распределять нагрузку на грунт.

Классификация деревянных полушпал

Полушпалы деревянные тип 1

Полушпалы деревянные тип 2

Классифицируют и производят деревянные полушпалы для подкрановых железнодорожных путей согласно техническому регламенту ГОСТа 78-2004. Стандартом предусмотрено два типа в соответствии с типоразмером изделий:

  • I – высота по боковинам 150 мм и толщина опорной верхней поверхности для установки рельса 180 мм, а общие габариты 1350х250, h180 мм;
  • II – высота по боковинам 130 мм и толщина опорной верхней поверхности для установки рельса 160 мм, а общие габариты 1350х230, h160 мм.

Предельно допустимые отклонения по длине деревянных полушпал согласно ГОСТ не должны превышать 100 мм, нормальное отклонение ±20 мм, а по ширине и толщине ±5 мм.

Форма поперечного сечения – еще один ключевой для выбора полушпал критерий классификации:

  • обрезные – с ровными опиленными четырьмя сторонами и строго вертикальными боковинами (прямоугольное сечение);
  • необрезные – с ровными опиленными горизонтальными опорными поверхностями (бочкообразное сечение);
  • полуобрезные – опилены две горизонтальные опорные поверхности и только одна боковая.

Кроме того, деревянные полушпалы для подкрановых железнодорожных путей классифицируют по наличию защитной обработки. Натуральное дерево подвержено биологическому разрушению (гниению и поражению грибками), а также разрушается паразитами, что снижает его прочность. Во избежание такого негативного явления шпалы пропитывают специальными антисептиками для защиты от биоразложения и антипиренами, чтобы предотвратить при пожаре распространение огня. Согласно ГОСТу изделия разделяют на:

  • пропитанные;
  • непропитанные;
  • наколотые (пропитка с проколом вглубь).

Для пропитки полушпал чаще всего используют креозот-каменноугольное масло. Пропитка выполняется в автоклавах в среде высокого давления и температуры.

Требования к качеству

Согласно ГОСТу 78-2004 к эксплуатации на подкрановых ж/д колеях не допускаются полушпалы с зарубами, запилами и с неочищенной корой. Все сучки должны быть срезаны в уровень поверхности. Не допускаются шпалы со следами гниения и глубокими (выше 30% от толщины) трещинами.

Похожие записи
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK