Железнодорожный переезд – устройство и особенности
Содержание:
- Что такое железнодорожный переезд
- Классификация ЖД-переездов
- Назначение железнодорожных переездов
- Безопасность Ж/Д переездов
- Оборудование ЖД-переездов
- Устройство железнодорожных переездов
Ж/Д переезды — одни из важнейших участков железных дорог. Сегодня мы рассмотрим их устройство и схему, назначение, типы устанавливаемого оборудования и правила безопасности. Также рассмотрим, кто отвечает за ЖД-переезды, как организована их работа в других странах.
Что такое железнодорожный переезд?
Согласно определениям, ЖД-переезд — это пункт, где железнодорожный путь на одном уровне пересекается с разными типами дорог:
- автодорог и трасс;
- пешеходных дорог и места прогона скота;
- технологических путей, специальных дорог для проезда сельскохозяйственной и спецтехники.
Место установки переезда определяется начальником линии. Он всегда является объектом повышенной опасности, поэтому для минимизации аварий обязан располагаться в местах с отличным обзором, оснащаться техническими средствами сигнализации и заграждениями.
Схема ЖД-переезда бывает разной, главное здесь соблюдение двух обязательных условий:
- Полная исправность всех элементов, узлов и оборудования.
- Достаточная видимость вне зависимости от времени суток.
Под видимостью понимается обзор машиниста на расстоянии от 1 км, а подходящего (подъезжающего) к переезду человека — минимум 400 м на удалении 50 м от переезда.
При обустройстве ЖД-переезда также действует ряд правил:
- он не должен приводить к уменьшению полезной длины колеи, протяжённости ходовых и вытяжных путей;
- не должен мешать маневрированию, поэтому не рекомендуется обустраивать переезды в местах наибольшей загруженности пути;
- в оптимальных условиях должен располагаться в пределах станции, что не позволит заблокировать проезд при остановке локомотива;
- минимальное расстояние до стрелочного перевода 5 м, что защитит механизм от загрязнения;
- удалённость от края пассажирской платформы не менее 100 м во избежание несчастных случаев.
Традиционно применяют пересечение железнодорожной и автодороги под прямым углом, но в некоторых случаях допускается его сокращение до 60 градусов.
Классификация ЖД-переездов
Ж/Д переезды принято классифицировать по нескольким показателям:
- По месту обустройства переезды делятся на места общего и необщего пользования. От этого напрямую зависит, кто будет содержать и обслуживать переезды.
- По способу управления делятся на регулируемые и нерегулируемые. На регулируемых водители подчиняются указаниям сигнализации и автоматики при проезде, на нерегулируемых — требованиям ПДД и знакам.
- По наличию охраны переезды делятся на охраняемые и неохраняемые.
- По интенсивности (загруженности) переезды делятся на 4 группы: I — 39–52 составов и 501–1001 ТС, II — от 8–24 или 25–38 и 501–1001 ТС, III — от 8, 8–24 и до 39–52 и 100, 101, 500, 501–2000 ТС ежесуточно, IV — остальные, в том числе технологические.
Последняя классификация также совпадает с категориями ЖД-переездов, предназначенными для эксплуатации в различных условиях застройки и интенсивности движения. От них напрямую зависит необходимость в круглосуточном обслуживании, требования к обустройству и ремонту.
Назначение железнодорожных переездов
Их главной задачей является организация упорядоченного и безопасного пересечения ЖД-путей пешим порядком, на автомобилях, спецтехнике или при перегоне скота. Есть и дополнительная задача, заключающаяся в защите находящихся под полотном коммуникаций от разрушающего их воздействия. Она решается с помощью специальных покрытий, равномерно распределяющих нагрузки. Учитывая высокие затраты на их обустройство, такие покрытия монтируются на наиболее неблагоприятных участках железнодорожного пути: на неустойчивом грунте, пересечённой местности, на правительственных и спецветках.
Безопасность Ж/Д переездов
Правило безопасного пересечения железнодорожных переездов распространяются на всех участников дорожного движения. Согласно им, запрещается пересекать колею, если:
- шлагбаум опускается или закрыт;
- загорелся красный или жёлтый сигнал светофора;
- дежурный с помощью фонаря, жезла или флажка запрещает проезд;
- впереди затор, из-за которого есть риск остановки на полотне;
- в пределах видимости движется железнодорожный транспорт.
При остановке авто на полотне водитель обязан послать пассажиров в разные стороны ЖД пути для сигнализации машинистам о препятствии, либо оставаться возле ТС и сигнализировать о тревоге, а при появлении локомотива — подавать сигнал машинистам.
Оборудование ЖД-переездов
Со временем оборудование множество раз менялось и модернизировалось. Труд сигнальщиков постепенно был вытеснен автоматическими шлагбаумами, барьерами и воротами, предупредительными знаками, сигнальными устройствами: светофорами и сиренами.
Это касается не только России: например, в Бельгии и Нидерландах большинство переездов автоматизированы, причём новые обустраивать запрещено. Также в этих странах применяют пять категорий загруженности
Устройство железнодорожных переездов
Ширина проезда должна быть не уже проезжей части и не менее 6 метров при одновременном двустороннем движении. Если ширина меньше, то движение сельхозтехники запрещено. Обочины обустраиваются столбиками ограждения с шагом в 1,5 м на дистанции в 16 м либо по периметру насыпи, если её высота составляет более 1 метра. Если через переезд планируется прогон скота, то монтируются перила и ограды с сеткой.
Для свободного хода гребней колёс ЖД-транспорта прокладываются желоба не менее 45 мм глубиной и шириной 75–95 мм. Настил нужно на 30–35 мм возвышать над головками направляющих во избежание замыкания сигнальной цепи полозьями саней или гусеницами техники.
Шлагбаумы размещаются с двух сторон минимум в 8,5 метров от крайнего элемента ВСП. Высота их поднимания — 1,25 м, а ширина перекрытия полотна до 2⁄3, но чтобы оставалось не более 3 метров незакрытой проезжей части. На дистанции 20 м до них на дорожное покрытие наносят белые осевые линии.
При наличии заградительных фонарей цветовая схема следующая: белый — открыт, красный — закрыт. При монтаже автоматической сигнализации максимум внимания уделяется времени оповещения. При использовании механизированного шлагбаума обязательно наличие дежурного со средствами телефонной или радиосвязи с находящейся поблизости станцией или постом.
Непосредственно конструкция ЖД-переезда проста:
- Деревянный или ЖБИ-настил.
- Шлагбаумы с заградительными брусьями и фонарями.
- Элементы сигнализации и автоматизации.
В зависимости от ситуации ЖД-переезд может усложняться и оснащаться дополнительным оборудованием, включая барьеры-автоматы и пр.
Шпалы, которые могут потребоваться для укладки путей и оборудования железнодорожных переездов, вы можете заказать в нашей компании на выгодных для вас условиях.