НАВEРХ
Главная » Статьи » Болт стыковой

Болт стыковой

Содержание:

Болт стыковой Р-50, 65 и прочих типоразмеров — пожалуй, самый востребованный элемент рельсовых скреплений. Поэтому стоит подробнее рассказать о нём: о маркировке, материалах и способах изготовления, области применения и комплектности поставки.

Зачем нужен стыковой болт

Начнём с того, что болт стыковой является высокопрочным крепежом. Он применяется не только в устройстве ЖД-путей, но и в строительстве. Ведь метиз без разрушения воспринимает высокие нагрузки, легко монтируется и обладает долгим сроком службы.

Наряду с двухголовыми накладками болт применяют для организации надёжного соединения ЖД-рельсов всех популярных типоразмеров. Помимо болта, в комплект крепежа входят резьбовые гайки, выпускаемые по стандарту 11532-93.

Материалы изготовления

По стандарту 11530-93 основной материал — сталь. Конкретную марку выбирают на производстве в соответствии с классом прочности изделия:

  • при 8,8 применяют сталь 65;
  • при 10,9 используется сталь 40Х.

Кроме того, в производстве могут быть использованы легированные низкоуглеродистые марки стали 20Г2Р, 30ХЗМФ и прочие. Для районов Крайнего Севера, а также для эксплуатации в условиях крайне низких температур используют некипящие марки стали.

По требованию заказчика механические свойства изделий могут устанавливаться и подтверждаться в рамках испытаний. Например, с помощью тестирования на временное сопротивление разрыву по ГОСТ 1759.4-87. При проверке 5 экземпляров из партии испытываются методом разрушающего контроля, а ещё 8 — методами неразрушающего контроля. Также проводятся испытания на ударную вязкость по стандартам 9454-78 и 1759.4-87.

Метизы считают пригодными к использованию даже при наличии на их резьбовой части или поверхности повреждений. Однако не допускается эксплуатация изделий, повреждённых в месте соединения головки с рабочим телом.

Этот крепёжный элемент состоит из трёх частей:

  • округлой головки;
  • овального подголовка;
  • цилиндрического стержня.

Форма подголовка метиза соответствует геометрии отверстий двухголовых накладок, что исключает риск проворачивания метиза при заворачивании гайки. При монтаже соединения болты обязательно укладываются так, чтобы головки расположенных рядом метизов находились на противоположных боковинах.

Стержень (рабочее тело) болта состоит из гладкой и резьбовой части. Согласно стандарту 24705-81 резьба наносится до конца стержня с полем допуска 8G, хотя в некоторых случаях применимы допуски до 8H. Любые погрешности поверхности, не превышающие значений по ГОСТ 1759.1-82, а также находящиеся в рамках ГОСТ 1759.2-82 дефекты не относятся к браку.

Преимущества стыковых ЖД-болтов

Простая, но одновременно высокопрочная конструкция делает болт стыковой Р-50, Р-65 и других марок универсальным и эффективным решением для организации соединений:

  • Способен выдержать нагрузку до 2-2,7 раз выше, чем крепёж 4,8 класса прочности.
  • Требует меньше металла для контактных участков ЖД-путей, что позволяет снизить общую массу ВСП.
  • Ввиду лёгкости соединения существенно упрощаются монтажные и демонтажные работы, а также транспортировка собранного участка.
  • Болты обеспечивают возможность применения соединительных элементов малого двойного радиуса при строительстве функциональных узлов.
  • Этот тип метизов компактный, поэтому даже новички смогут смонтировать его без проблем.

Болт стыковой Р65, как и остальные типоразмеры метиза, производят на автоматических производственных линиях с горяче- и холодновысадочными станками. После формования производится обязательная термическая обработка изделия в защитной среде, сохраняющая углеродное насыщение металла.

Область применения

Стыковой болт Р-65, Р-50 и другие типы применяют в железнодорожной инфраструктуре согласно ГОСТ 11530-2014 для соединения двух последовательно уложенных рельсов, профиль которых аналогичен и находится в пределах от Р-38 до Р-75.

Рассмотрим наиболее частые примеры использования метисов при организации соединений рельсов с тремя технологическими отверстиями возле торцевой части:

  1. Сверху и снизу монтируются двухголовые накладки для обеспечения полного совпадения посадочных мест.
  2. Затем расположенные рядом метизы вставляются головками с разных боков соединения.
  3. Затем выполняют затяжку метизов, устанавливая шайбы и закручивая гайками по ГОСТу 11532-93.  

Эксплуатация стыковых болтов

В устройстве ЖД-линий наибольшее распространение получили Метизы 3 классов прочности — это 8.8, 10.9, 12.9. Однако при сборке машин, агрегатов и механизмов гораздо чаще используются метизы типа М3-М16, М3-М36, М2-М52, М6-М30.

Их применение актуально в следующих случаях:

  • При эксплуатации соединений в химически агрессивных условиях.
  • При использовании в условиях низких и сверхнизких температур.
  • При постоянных или регулярных серьёзных динамических и статистических нагрузках на соединение, а также значительных усилиях на разрыв.
  • При эксплуатации в широком температурном диапазоне с резкими скачками.
  • При необходимости организации качественного соединения фланцев и запорной арматуры трубопроводов.

Параметры стыковых болтов

Наиболее популярный диаметр стыкового болта равняется 27, 24 и 22 мм. Все его параметры: диаметр, размер резьбы и длина, указываются в маркировке. Чтобы узнать вес стыкового болта, необходимо воспользоваться сводной таблицей массы соединителей — в ней указаны все характеристика веса для каждого типа метиза.

Например, вес стыкового болта Р-65 находится в диапазоне 0.696-0.818 кг. Для расчёта веса стыкового болта Р-65 в сборе необходимо прибавить к его массе вес используемых для крепления шайб и гаек — они есть в ГОСТах 16018-79, 11532-76 и 5915-70.

Чем смазывают болты

Чтобы защитить метизы от коррозии и продлить межремонтный срок эксплуатации ВСП, важно использовать защитную смазку соединений и метизов. Она предохраняет от воздействия следующих агрессивных сред:

  • соляных растворов;
  • технических жидкостей локомотивов.

Смазка наносится на болты кистью до проведения монтажных работ. Оптимальным средством для защиты метизов будет смазка, соответствующая следующим требованиям:

  • Нетоксичная, сделанная на основе битумной мастики.
  • Обладающая проницаемостью минимум 45%.
  • С температурой воспламенения от +54 °C, но ещё лучше, если она выше.
  • С показателем вязкости не менее 240-250 универсальных единиц Сейболта.

Поскольку главное назначение смазки заключается в защите поверхности метиза, она должна быть достаточно густой и клейкой, при этом сохранять свою эластичность в условиях меняющихся климатических и температурных режимов.

Упаковка стыковых болтов

Обычно упаковываются в пластиковые или картонные коробки, которые обеспечивают защиту от коррозии, ударов и других повреждений во время транспортировки и хранения. Количество в одной упаковке может варьироваться в зависимости от размера и назначения, обычно от 10 до
200 штук. На упаковке указывается номер модели, размер, количество, а также информация о производителе.

Методы контроля стыковых болтов

Подвергаются различным методам контроля для обеспечения их качества и соответствия требованиям стандартов. Некоторые из этих методов включают:

  1. Визуальный контроль: осматриваются на наличие видимых дефектов, таких как коррозия, трещины, вмятины и другие повреждения.
  2. Измерение размеров: проверяются на соответствие требуемым размерам, таким как диаметр, длина, толщина и т. д.
  3. Испытания на прочность: подвергаются испытаниям на разрыв и усталость для определения их прочности и долговечности.
  4. Коррозионные испытания: помещаются в коррозионную среду для проверки их устойчивости к коррозии.
  5. Испытания на твердость: проходят испытания на твердость для определения их способности выдерживать механические нагрузки.

Маркировка стыковых болтов

Маркируются в соответствии с требованиями ГОСТ или ТУ, по которым они изготовлены. Маркировка обычно включает следующую информацию:

  • Название или логотип производителя
  • Номер модели
  • Размер болта (диаметр, длина)
  • Материал изготовления
  • Дата производства
  • Знак соответствия ГОСТ или ТУ
  • В некоторых случаях может быть указана дополнительная информация, такая как класс прочности или коррозионная стойкость.

Технические требования к стыковым болтам

Должны соответствовать требованиям ГОСТ или ТУ, в зависимости от их назначения и области применения. Основные требования включают:

  • Точность размеров: должны иметь размеры, соответствующие требованиям ГОСТ или ТУ.
  • Прочность: должны выдерживать требуемые нагрузки без разрушения или деформации.
  • Коррозионная стойкость: должны быть устойчивы к коррозии в условиях эксплуатации.
  • Качество поверхности: поверхность должна быть гладкой, без трещин, раковин и других дефектов.
  • Маркировка: каждый стыковой болт обязан иметь маркировку, содержащую информацию о производителе, размере и материале изготовления.

Конструктивные особенности стыковых болтов

Имеют специальную конструкцию, которая позволяет соединять два конца рельсов или других металлических элементов. Они могут иметь различные размеры и типы, в зависимости от типа рельсов и нагрузок, которые они должны выдерживать. Основные конструктивные элементы стыковых болтов включают головку, шейку, стержень и гайку. Головка имеет специальную форму, которая обеспечивает надежное соединение рельсов. Шейка служит для соединения головки с стержнем, а стержень - для передачи нагрузки на гайку. Гайка затягивается специальным ключом для фиксации стыковых болтов в нужном положении.

Где производят стыковые болты

Соединительные элементы этого типа выпускают не только в России, но и во всём мире, так как они очень востребованы. Причём широко известных изготовителей настолько много, что растеряться при выборе довольно просто. Предлагаем вам рейтинг производителей, поставляющих изделия на российские международные рынки строго по ГОСТу и межгосударственным стандартам:

  • ООО «ЮгПромМетиз».
  • ПКФ «Каттер».
  • Камсякая Кузница.
  • «Первый завод крепёжных изделий».
  • ООО «ТЗН».
  • Стилман ООО.
  • РусСпецКрепеж.
  • ЧЗКИ.  

Это лишь малая часть предприятий, изготавливающих стыковые болты, но определённо заслуживающих внимания. Их продукция обладает отменным качеством и хорошо себя показала даже при эксплуатации в суровых климатических условиях.

Важно отметить, что болты разных типоразмеров поставляются не поштучно, а готовым комплектом для монтажа соединения. В него входит 6 болтов и 6 гаек к ним, а также пара накладок (правая и левая).

Дополнительно при организации соединения могут быть использованы следующие элементы:

  • Шайбы — пружинная двухвитковая или круглая плоская.
  • Изолирующая втулка.
  • Клеммы — прутковые (ЖБР65), промежуточная (ПК) и анкерные (АРС4).

Комплект поставки подлежит обсуждению сторонами и легко может корректироваться.

Понятно, что без стыкового болта получить качественное и надёжное скрепления ВСП рельсов не удастся. А это чревато различными ЧС на железной дороге, вплоть до схода локомотива. Поэтому важно выбирать высокопрочные и качественные соединители пути.

Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK