НАВEРХ
Главная » Статьи » Ремонт деревянных шпал

Ремонт деревянных шпал: особенности, признаки непригодности

Содержание

Ремонт шпал представляет собой важный этап в обслуживании железнодорожных путей, позволяющий продлить срок службы элементов верхнего строения пути и снизить стоимость эксплуатации. Особенно это актуально для деревянных шпал, которые активно применяются на многих участках железных дорог, несмотря на развитие железобетонных конструкций. Своевременный ремонт деревянных шпал помогает избежать аварийных ситуаций, сохраняет геометрию рельсового пути и предотвращает дорогостоящую полную замену.

Особенности деревянных шпал

шпалы деревянныеДеревянные шпалы изготавливаются в основном из хвойных пород (сосна, ель, лиственница) и проходят антисептическую пропитку. Их главное преимущество — упругость и способность гасить вибрации от проходящих составов.
Однако древесина подвержена естественному износу: гниению, растрескиванию, поражению насекомыми. Даже при правильной эксплуатации срок службы шпалы в среднем составляет 15–20 лет.
Деревянные шпалы легче бетонных, что упрощает монтаж и замену, но требует регулярного осмотра и ремонта для поддержания эксплуатационных характеристик.

Причины выхода из строя деревянных шпал

Существует несколько основных факторов, по которым шпалы теряют работоспособность:

  • Биологическое разрушение — грибки и плесень разрушают структуру древесины, особенно в местах контакта с грунтом.
  • Механический износ — отверстия под костыли и шурупы разрабатываются, что приводит к ослаблению крепления рельсов.
  • Климатические условия — перепады температур и влажности вызывают растрескивание и деформацию.

Регулярная диагностика позволяет выявить дефекты на ранней стадии, когда ремонт шпал ещё возможен без полной замены.

Признаки, по которым пропитанные деревянные шпалы считаются непригодными к эксплуатации

  • Сквозные трещины;
  • Износ древесины под подкладкой глубже 40 мм — для шпал I типа, и глубже 30 мм — для шпал II и III типов;
  • Увеличенные костыльные отверстия диаметром более 30 мм;
  • Наличие гнили под подкладкой глубиной свыше 40 мм (для шпал I типа);
  • Выбоины и сколы древесины, заходящие под подкладку;
  • Поперечные переломы шпалы;
  • Загнивание торцов, распространяющееся под подкладку.

Требования к старогодным деревянным шпалам

Снятые при обновлении или капитальном ремонте пути все деревянные шпалы и переводные брусья должны быть обследованы и рассортированы. Их делят на три категории: пригодные для повторной укладки без ремонта, подлежащие ремонту, а также непригодные для дальнейшего использования в пути. Каждая категория должна быть обозначена соответствующей маркировкой.

Ремонт деревянных шпал, изъятых из пути, в механизированных шпалоремонтных мастерских

Механизированные шпалоремонтные мастерские, создаваемые на производственных базах путевых машинных станций или на территории шпалопропиточных заводов, могут быть трех типов:

  • I - стационарные, размещенные на постоянном фундаменте в специально построенном обогреваемом помещении;
  • II - мастерские, построенные из сборных конструкций в крытом помещении;
  • III - передвижные, смонтированные на железнодорожной платформе.

Ремонт старогодных деревянных шпал в шпалоремонтных мастерских производится в соответствии с требованиями технических указаний "Ремонт деревянных шпал в механизированных мастерских" (ТУ32 ЦП 562-77).

Ремонт деревянных шпал, изъятых из пути, в специализированных пунктах

Путевые машинные станции и дистанции пути могут производить ремонт деревянных шпал и переводных брусьев на местах, в специализированных для этой цели пунктах.

Классификация отремонтированных шпал

После проведения ремонтных работ деревянные шпалы и брусья сортируются по трем категориям в зависимости от их состояния и дальнейшего назначения:

  • 1-я группа — шпалы для главных железнодорожных путей (1–3 класс). Используются только изделия толщиной от 140 мм и более, без признаков гнили и без сквозных трещин на обоих торцах.
  • 2-я группа — для путей 3–4 класса. Минимальная толщина — 130 мм. Торцы должны быть целыми, без следов загнивания.
  • 3-я группа — шпалы для путей 5 класса, включая станционные и подъездные ветки. Толщина — от 120 мм. В данную группу относят шпалы, которые не соответствуют требованиям первых двух категорий.

Поддержание деревянных шпал в исправном состоянии играет важнейшую роль в обеспечении безопасной и надежной работы железнодорожного транспорта. Своевременные осмотры, грамотный ремонт и соблюдение правил эксплуатации помогают продлить срок их службы и гарантируют защиту пассажиров и перевозимых грузов.

Товары из статьи:
 
1 000 руб.
Купить
при пропитке используется метод "вакуум-давление-вакуум", в процессе которого защитное средство (креозот-каменноугольное масло) максимально пропитывает древесину.
 
2 750 руб.
Купить
при пропитке используется метод "вакуум-давление-вакуум", в процессе которого защитное средство (креозот-каменноугольное масло) максимально пропитывает древесину
 
2 200 руб.
Купить
при пропитке используется метод "вакуум-давление-вакуум", в процессе которого защитное средство (креозот-каменноугольное масло) максимально пропитывает древесину
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK