Одиночная смена шпал: технология и рекомендации
Содержание
Регулярный осмотр деревянных шпал на железнодорожных путях является ключевым элементом для обеспечения их долговечности и безопасности. Своевременное выявление дефектов позволяет значительно сократить затраты на замену шпал. В зависимости от состояния пути и частоты осмотров, смена шпал может быть либо групповой, либо одиночной. Одиночная смена, как правило, проводится ежегодно и позволяет предотвращать перегрузку соседних элементов, что в перспективе снижает издержки на ремонт и содержание путей.
Основные дефекты деревянных шпал
Перед сменой шпал необходимо произвести их тщательный осмотр, который осуществляется визуально. Основная задача на этом этапе — выявить элементы, неспособные воспринимать нагрузки. К наиболее распространенным дефектам, требующим замены шпал, относятся:
- Механический износ: Подкладка прорезает древесину, что делает её неустойчивой.
- Грибок: Микроорганизмы разрушают древесину, что снижает её несущую способность.
- Нагрузка: Сильные нагрузки могут привести к расслоению элемента.
Кроме очевидных повреждений, необходимость смены шпал может возникнуть из-за неблагоприятных погодных условий или эрозии грунта. В подобных ситуациях регулярно проводятся профилактические мероприятия для повышения устойчивости железнодорожного пути.
Технология замены шпал
Для замены шпал на железной дороге используется широкий спектр инструментов и механизмов:
- Дексель. Топор для затески, который используется для удаления заусенцев с древесины и зачистки постелей под подкладками.
- Клещи. Ручной инструмент для захвата деревянной или железобетонной шпалы при её замене.
- Ручная лебедка. Мобильный инструмент, позволяющий одному человеку оперативно заменить шпалу.
Помимо ключевых инструментов, при замене шпал могут применяться световые башни, шпалоперегонщики и костылевыдергиватели. Обычно в этом процессе задействованы от двух до шести человек.
На крупных участках замена шпал может осуществляться в технологические окна, чтобы избежать нарушений в работе железной дороги. В случае одиночной замены, работы проводятся без остановки движения, что позволяет свести к минимуму воздействие на расписание поездов.
Рекомендации по эксплуатации шпал
Для увеличения срока службы деревянных шпал рекомендуется следовать следующим правилам:
- Пропитка антисептиками. Их необходимо обрабатывать антисептическими средствами для предотвращения гниения.
- Закрепление концов. Следует тщательно укреплять концы, чтобы избежать их растрескивания.
- Забивка костылей. Костыли и шурупы необходимо забивать в заранее просверленные и обработанные антисептиками отверстия.
- Использование антисептированных пластинок: При выполнении перешивочных работ рекомендуется применять антисептированные пластинки для закрепления.
- Выравнивание концов шпал. Они должны быть выровнены в соответствии с установленными инструкциями.
- Соответствие эпюре шпал. Расстояния между осями шпал должны соответствовать эпюре, установленной для данного класса пути.
Одиночная смена деревянных шпал является важным элементом в поддержании безопасной и эффективной работы железнодорожных путей. Регулярный осмотр и своевременная замена дефектных элементов позволяют значительно сократить затраты на ремонт и содержание путей, а также предотвратить аварийные ситуации.