НАВEРХ
Главная » Статьи » Чем пропитывают шпалы

Чем пропитывают шпалы

Содержание:

При изготовлении деревянных железнодорожных шпал обязательно проводится их антисептическая обработка. Эта мера позволяет сохранить прочность деревянных элементов пути, защитить их от гниения, микроорганизмов и вредителей. Рассмотрим, какими средствами пропитывают шпалы, а также как происходит этот процесс.

Зачем нужна обработка шпал

Деревянные элементы участков железнодорожных путей обязаны на протяжении многих лет противостоять экстремальным нагрузкам и вибрации, а также многочисленным атмосферным явлениям. Именно поэтому в качестве основы для производства шпал выбрана лиственница, ель, сосна или берёза, поскольку эти сорта долговечны, относительно лёгкие (по сравнению с ЖБ-опорами), не проводят электроток и дешевле в производстве.

Чем пропитывают шпалы на железной дороге

Сушка пропитанных шпалСохранение изначальной структуры древесины и её защиту от внешних факторов способна обеспечить только качественная пропитка для шпал, которая обязана удовлетворять следующим требованиям:

  • глубоко и равномерно впитываться;
  • препятствовать деятельности и размножению микроорганизмов;
  • быть безопасной для природы, человека и животных;
  • сохранять свои свойства в течение расчётного периода;
  • её антисептические качества должны быть стойкими и неизменными;
  • должна отсутствовать летучесть и эффект выщелачивания даже при длительном воздействии воды.

Такие составы должны поглощаться деревом строго в плановом количестве, при этом проникать в его структуру на достаточную для эффективной защиты глубину. Рассмотрим, чем пропитывают шпалы, на основе трёх наиболее популярных составов.

Креозот (каменноугольное масло)

Это технически устаревший и обладающий излишней токсичностью материал, который активно применяли с 50-х годов XX века. Креозот получают путём дистилляции каменного угля дёгтем, в процессе производства одним из компонентов состава становился фенольный эфир. К достоинствам средства стоит отнести низкую стоимость, долговременную эффективную защиту дерева, в том числе от разрушений, простую технологию нанесения. Но есть и минусы: это высокий уровень токсичности, резкий запах и изменение окраски пропитанных шпал.

Элемсепт

Это антисептик на основе концентрированных оксидов хрома, меди и мышьяка. Выпускается в порошкообразной форме, разводится водой непосредственно перед пропиткой шпал. Состав наносят под давлением с помощью автоклавов на прошедшую предварительную вакуумную сушку древесину. Обрабатываются все стороны шпалы, а после завершения процедуры из камеры откачивается воздух, что обеспечивает закрепление эффекта. Средняя глубина пропитки элемсептом по такой технологии достигает не менее 2 мм, что обеспечивает надёжную защиту материала от внешних факторов, грибка и влаги. Эта пропитка для шпал гораздо эффективнее креозота, не такая токсичная и без неприятных запахов.

ЖТК

Пропитка ЖТК — это жидкость термокомпенсационная, изготавливаемая производителем элементов ВСП по запатентованной технологии. Это средство на нефтяной основе, отдалённо напоминающее масло. ЖТК — лучшее решение среди всех, чем пропитывают шпалы, так как позволяет продлить их срок службы до 20 лет, не образует липкого слоя на поверхности, равномерно наносится и практически не меняет цвет дерева. Кроме того, эта пропитка нетоксичная, даже при нагревании не выделяет в атмосферу вредных веществ.

Процесс пропитки шпал железнодорожных

Автоклав для пропитки шпалКогда мы задаемся вопрос - чем обрабатывают шпалы чаще всего, то приходим к тому, что использование автоклава является самой распространённой технологией обработки шпал защитными составами.

Автоклав — это толстостенная цилиндрическая ёмкость из стали, оснащённая системой клапанов и датчиков. Вне зависимости от выбранного для обработки средства, шпалы пропитываются при чередовании циклов вакуумного воздействия (1) и избыточного давления (2):

  • мостовые брусья, опоры ЛЭП и столбы связи пропитываются по схеме 2-2-1;
  • сваи и аналогичные элементы, которые эксплуатируются в пресных водах, пропитываются по схеме 2-1-2-1;
  • эксплуатируемые в морской воде конструкции пропитываются по схеме 1-2-1.

Непосредственно процесс пропитки шпал выглядит так:

  1. Выбирается древесина натуральной влажности (до 22%), распиливается, сушится в естественных условиях, затем калибруется.
  2. Заготовка помещается в автоклав. Внутри создаётся и поддерживается вакуум, освобождающий поры древесины от воздуха.
  3. Автоклав заполняется пропитывающим составом.
  4. Производится нагрев до 100 °C с одновременным созданием избыточного давления до 8 Атм, что обеспечивает глубокое проникновение антипирена в структуру деревянной шпалы (до 5–8 мм).
  5. Выполняется следующий этап вакуумирования готовки, при котором излишки пропитки удаляются из массива дерева.
  6. Производится финальный цикл обработки пониженным давлением, при котором антипирен буквально втягивается в поры древесины.

После извлечения из автоклава заготовки шпалы проходят окончательную сушку, по окончании которой пригодны к дальнейшей эксплуатации.

Средний срок службы обработанных шпал достигает 15–20 лет, а если во время эксплуатации их поверхность не была повреждена механически, то фактический период работы может быть значительно увеличен.

Можно ли применять обработанные шпалы в строительстве

Пропитанные шпалы относительно недорогие, крепкие и долговечные, поэтому у многих вызывает интерес их использование в качестве стройматериала. Однако это будет опрометчивым шагом, особенно если в качестве антипирена использовался креозот — высокая токсичность и неприятный запах делают невозможным возведение из таких шпал жилых или хозяйственных построек.

Элемсепт и ЖТК — более безопасные пропитки, и теоретически обработанные ими шпалы могут использоваться в качестве стройматериала. Но не рекомендуется: такие составы не защищают дерево от воздействия огня, а в случае пожара, наоборот, только ускорят распространение пламени по зданию. К тому же хоть и небольшой, но запах от них есть, что вынудит застройщика потратить больше средств на внутреннюю отделку зданий.

Похожие записи
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK