Железнодорожные домкраты
Содержание:
Железнодорожный домкрат — один из самых простых, но то этого не менее эффективных, а часто и незаменимых инструментов, которые применяют при ремонтных работах на колее. Железнодорожная отрасль использует множество видов домкратов в разных вариантах исполнения и разных конструкций. Расскажем, какие задачи решают с их помощью и как правильно выбрать домкрат для отдельно взятой транспортной линии.
Требования к ЖД-домкратам
Несмотря на огромное многообразие грузоподъёмной, в том числе мобильной техники, использование ручных механизмов очень востребовано. Причина проста: домкраты гораздо мобильнее, компактнее, проще в эксплуатации. В железнодорожной отрасли ЖД-домкраты первоочерёдно используют для плавного поднятия элементов ВСП, в том числе и рельсошпальной решетки на требуемую высоту и их надёжного удержания в необходимом положении.
Чтобы инструмент мог эффективно решать все поставленные задачи, важно уделить внимание следующим его характеристикам:
- мобильности, обеспечивающей лёгкость транспортировки между участками путепровода;
- компактности, позволяющей взаимодействовать с любыми элементами ВСП;
- самодостаточности, при которой для работы с домкратами не требуется каких-либо приспособлений;
- экономичности, делающей эксплуатацию домкратов целесообразной с учётом финансовых и временных затрат.
Всем этим критериям в той или иной степени отвечает огромное количество ЖД-домкратов разной конфигурации и грузоподъёмности. Рассмотрим подробнее основные варианты исполнений и модели грузоподъёмных механизмов, которые наиболее распространены.
Винтовые домкраты
Этот инструмент обладает наиболее простой конструкцией. Он состоит из ходового (ромбовидного) винта, соединяющего два закреплённых на шарнирах плеча, которые движутся в противоположном направлении. Такие домкраты оперируют с грузами, размещаемыми как сверху, так и снизу, а в дополнение обладают немалым количеством достоинств:
- при небольшом весе (порядка 20–25 кг) обладают грузоподъёмностью 10 тонн и более;
- компакты, что даёт возможность использовать их при работе на любых колеях;
- устойчивы к негативным внешним факторам и загрязнениям, стабильно работают в любых условиях;
- надёжные и недорогие, просты в эксплуатации.
Одна из наиболее распространённых моделей — винтовой путевой домкрат ДВ г/п 10 т. Он представлен в нескольких исполнениях, обеспечивающих подъём полотна на высоту от 250–292 до 430–452 мм. При общей массе в 7,1 кг этот домкрат поднимает вес до 10 т, что делает его востребованным не только в железнодорожной отрасли, но и в строительстве, машиностроении и других сферах.
Гидравлические домкраты
В основе работы гидродомкратов лежит принцип сообщающихся сосудов, которые частично заполнены гидравлическим маслом. При его нагнетании в цилиндр с помощью рычага поднимается поршень, который поднимает и грузы. В итоге подъём грузов осуществляется с минимальными усилиями и с достаточно высокой скоростью. Главный плюс гидравлических домкратов в том, что для их использования не требуется большая физическая сила. Но есть и другие преимущества:
- высокий КПД, обусловленный самим принципом их работы;
- плавный ход, причём не только на подъём грузов, но и на их опускание с возможностью контроля вертикального хода;
- универсальность — гидродомкратом можно поднять полотно практически любого типа.
Вот наиболее часто встречающиеся в железнодорожном хозяйстве модели гидродомкратов:
- Путевой г/п 8 т. Как понятно из названия, он рассчитан на поднятие грузов массой до 8 тонн на высоту 200 мм.
- Путевой г/п 10 т. От описанной выше модели он отличается не только увеличенной до 10 тонн грузоподъёмностью, но и конфигурацией: в нём унифицированный гидронасос размещён над разборным цилиндром.
- Путевой ДПГ–10–200 т. При массе в 18 кг он обладает грузоподъёмностью в 8 тонн, а своей компоновкой напоминает предыдущую модель домкрата.
- Путевой ДПГ-15 г/п 15 т. Устройство обеспечивает подъём грузов на высоту 200 мм и обладает смешанной грузоподъёмностью: 12 тонн на лапе и 15 тонн — на головке.
- ДПГ-15-0,1. Это модифицированная версия предыдущей модели, которая отличается вдвое меньшей высотой подъёма — всего 100 мм.
- Путевой ДПГ-18. Эта модель гораздо компактнее и производительнее, обладает грузоподъёмностью до 18 тонн на ось гидроцилиндра и 15 тонн на лапу. Высота подъёма — 430 мм.
- Путевые ДПГ-20, -25, -50 г/п 20/25/50 т. Это целая серия домкратов с высотой подъёма 200 мм, поднимающих грузы массой 20, 25, 50 тонн.
Единственный недостаток всех гидродомкратов в том, что не всегда перекачка жидкости в них совершается одномоментно, что растягивает процесс торможения. Но этот минус легко перекрывается остальными плюсами гидравлических подъёмных механизмов.
Реечные домкраты
Конструкция таких устройства проста: основой служит планка с зубьями или отверстиями, по которой вертикально перемещается подхват, приводимый в движение шестернёй или рычагом. Главное преимущество домкратов в таком исполнении в том, что они позволяют быстро поднимать и надёжно фиксировать грузы с минимальной высоты, в отдельных случаях составляющей десятки миллиметров от поверхности.
Дополнительные плюсы таких домкратов в лёгкости их ориентации как в горизонтальном, так и в вертикальном положении, а также максимальная простота конструкции, обеспечивающая их КПД до 80–85% и высокую надёжность.
Наиболее востребованы следующие модели реечных домкратов:
- ДР-5. Грузоподъёмность до 5 тонн и высота хода 350 мм сделали бы его универсальным решением, если бы не масса в 35 кг и большие габариты.
- ДР-8. Это модернизированная версия ДР-5 с увеличенной до 8 тонн грузоподъёмностью и аналогичными габаритами.
- ДР-20. При рабочем ходе в 300 мм этот домкрат поднимает грузы до 5 тонн на лапе и до 20 тонн на головке. Это самая мощная, но и габаритная модель реечного домкрата.
Реечные домкраты получили широкое распространение во многих сферах, где требуется не только вертикальное, но и горизонтальное движение груза. Ими оснащены автомастерские, строительные объекты, склады, базы по ремонту и обслуживанию грузовых автомобилей и спецтехники.