Деревянные шпалы: основные стандарты и требования
Содержание
- Стандарты и нормативные документы
- Преимущества использования деревянных шпал
- Технические требования, предъявляемые к шпалам
Деревянные шпалы представляют собой элементы в виде брусьев, изготавливаемые преимущественно из прочных пород древесины, которые служат основанием для рельсовых путей. Они воспринимают нагрузку от рельсов и подвижного состава, распределяют её на балластный слой. Для повышения долговечности деревянные шпалы покрываются специальными защитными составами, чтобы увеличить их долговечность и сопротивляемость к воздействию внешних факторов.
Основное назначение деревянных шпал - обеспечение устойчивости и правильного положения рельсов, что необходимо для безопасного и эффективного движения поездов. Они распределяют нагрузку от поездов на грунт, предотвращают смещение рельсов и обеспечивают комфортное передвижение подвижного состава.
Стандарты и нормативные документы
В России производство и эксплуатация деревянных шпал регламентируется рядом нормативных документов, среди которых ключевыми является межгосударственный стандарт ГОСТ 78–2004. Этот стандарт устанавливает требования к качеству древесины, геометрическим размерам и защитным покрытиям шпал.
Преимущества использования деревянных шпал
- Простота монтажа и демонтажа при ремонтах.
- Возможность повторного использования после переработки.
- Соответствие стандартам ГОСТ обеспечивает долговечность и надежность в эксплуатации.
- Возможность работы в различных климатических зонах, включая районы с суровыми зимами.
- Древесина обладает хорошей упругостью, что позволяет эффективно поглощать динамические нагрузки.
Технические требования, предъявляемые к шпалам
Согласно ГОСТ 78–2004, деревянные шпалы должны соответствовать следующим техническим требованиям:
- Верхняя и нижняя пласти шпал должны быть взаимно параллельны;
- Торцы шпал должны быть опилены перпендикулярно к продольной оси;
- Обзольные участки шпал должны быть очищены от коры и луба;
- Сучки и ребристая закомелистость на непропиленных поверхностях должны быть срезаны вровень с поверхностью шпалы, при этом срез может быть плоским;
- Зарубы и запилы не допускаются на верхней пласти шпал в зонах укладки подрельсовых подкладок и на остальных поверхностях при минимальных размерах высоты пропиленных боковых сторон, в остальных случаях не должны быть более 20 мм глубиной и более 40 мм шириной;
- Шпалы до укладки в путь должны быть пропитаны маслянистыми защитными средствами;
- Шпалы перед пропиткой должны быть глубоконаколотыми. По согласованию с потребителем шпалы могут быть ненаколотыми;
- После сушки перед пропиткой шпалы должны быть укреплены от растрескивания одним из способов в соответствии с требованиями технологических процессов пропитки шпал на шпалопропиточных заводах и инструкции по содержанию деревянных шпат, переводных и мостовых брусьев железных дорог колеи 1520 мм;
- Шпалы следует изготовлять из древесины сосны, ели, пихты, лиственницы и березы;
- Влажность древесины шпал при изготовлении не нормируется;
- Качество древесины шпал должно соответствовать требованиям, указанным в таблице (см. ГОСТ 78–2004)
- Непропитанные шпалы должны быть рассортированы по каждому типу отдельно и по породам: сосновые, еловые и пихтовые, лиственничные, березовые. Глубоконаколотые и укрепленные от растрескивания шпалы рассортировывают отдельно. Пропитанные шпалы рассортировывают по типам.
- Непропитанные шпалы должны быть маркированы в соответствии с таблицей 3 (см. ГОСТ 78–2004).
- Маркировка должна позволять идентифицировать предприятие-изготовитель.
Деревянные пропитанные шпалы, давно зарекомендовали себя как надежный элемент железнодорожной инфраструктуры. Они позволяют строить прочные и долговечные пути, а широкий выбор размеров дает возможность подобрать подходящий вариант для любых условий — от основных магистралей до небольших подъездных веток. При соблюдении правил эксплуатации такие шпалы служат многие годы, гарантируя безопасное и плавное движение поездов.