НАВEРХ
Главная » Статьи » Виды ремонта железнодорожного пути

Виды ремонта железнодорожного пути

Содержание:

ЖД-ветки и пути, даже мало эксплуатируемые и регулярно обслуживаемые, со временем изнашиваются, повреждаются и требуют ремонта. Рассмотрим сегодня все возможные и установленные нормами способы восстановления путей, виды реализуемых мероприятий, а также необходимые допуски СРО. Пересмотрим все варианты возврата железнодорожного полотна в эксплуатационное состояние.

Когда нужен ремонт ЖД-пути или линии

Необходимость ремонта ЖД-путей зависит от ситуации: при незначительных проблемах, причиной которых стало истирания поверхности нескольких уложенных рядом рельсов, глубокий ремонт или замена не требуются — устранить дефекты и вернуть геометрию пути можно малыми силами. Если же наблюдаются серьёзные проблемы, то необходима оперативная замена повреждённого участка, и чем скорее её выполнят, тем быстрее путь вернут в эксплуатацию.

Специфика ремонта, итоговый перечень работ и их продолжительность, а также тип используемых при ремонте материалов определяются в соответствии с критериями эксплуатации путей. Для этого учитывается их классификация, применяемые скорости движения и грузонапряжённость.

Действующие ЖД-линии сейчас поделены на 5 классов, 7 категорий и 5 групп. Для обозначения классов и групп используются цифры, категории обозначаются литерами, например: 1А2 или 2В1.

При планировании объёмов и периодичности ремонтных работ на железнодорожных путях учитывают следующие факторы:

  • конструкция ЖД-колеи и её состояние на текущий момент (её отдельного участка);
  • уровень сохранности призмы и её характер (лучше, когда её форма максимально приближена к оригиналу);
  • уровень сложности и степень всех выявленных в результате обследования дефектов полотна.

Ремонтные мероприятия обязательно чётко планируются: во время планирования формируется перечень проводимых операций, которые позволят полностью восстановить функциональность, безопасность и надёжности транспортной линии, затем эти операции вносят в график производства на текущий год. Первоочередное решение о ремонте принимаются с учётом паспортных данных, результатов проверки и реального состояния проблемного участка в ВСП. Также важно учитывать, что по нормам многие виды ремонтных работ планируются на несколько лет вперёд.

Виды ремонта железной дороги

Плановая выправка путиВидов ремонта ЖД путей множество, и чтобы хоть как-то разделить их, была принята строгая классификация по определённым принципам ремонта. Рассмотрим каждую из них в отдельности.

В зависимости от сложности и объёма ремонтные работы делятся на следующие группы:

  • Капитальный ремонт, в рамках которого осуществляется полная замена рельсошпальной решётки либо другого элемента ВСП, когда сильный износ и повреждения не позволяют их дальше эксплуатировать. При нём иногда не просто демонтируется и заменяется проблемный участок, но и ликвидируется подушка — так проводят максимально полный капремонт путей.
  • Средний ремонт, во время которого всё полотно полностью не снимается, однако обязательно проводятся мероприятия по усилению несущей способности металлической конструкции пути или балластной призмы (здесь всё зависит от типа дефекта). При таком виде ремонте жд путей, допускается устанавливать новые элементы ВСП вместо повреждённых и больше не пригодных к эксплуатации, производить замену изношенных шпал.
  • Подъёмный ремонт, который по типу работы скорее относится к планово-профилактическому, направленному на предотвращение износа ВСП. Обычно он заключается в сплошной выправке, при которой уровень колеи повышается на 2 см. Это один из самых трудоёмких и долговременных типов ремонтных работ.

По степени срочности ремонтные работы делят на следующие группы:

  • Предупредительный ремонт, который проводится в рамках долгосрочного плана и включает в себя защитные меры, препятствующее появлению неисправности полотна.
  • Текущий ремонт, проводимый в соответствии с расписанием и направленный на устранение некритичных нарушений, которые пока позволяют эксплуатировать путь, но без ремонта могут стать опасными.
  • Срочный (оперативный) ремонт, проводимый безотлагательно и направленный на быстрое устранение выявленных серьёзных нарушений, делающих эксплуатацию пути опасной.

По характеру решаемых задач, выделяют следующие виды ремонта на железной дороге:

  • Одиночная замена рельсошпальной решётки применяется, когда нужно восстановить короткий участок пути.
  • Регулировка ширины проводится при выявленном поперечном сдвиге рельсы, также при прочих аналогичных неисправностях колеи.
  • Выправка и подбивка требуется при расхождении соседствующих элементов ВСП между собой в продольном направлении и/или по высоте.
  • Шлифовка рельсов устраняет потёртости и прочие мелкие неисправности, восстанавливает гладкость их поверхности, продлевая этим их срок эксплуатации и минимизируя вероятность аварии.
  • Установка или замена стрелочного перевода включает в себя формирование балластной призмы (или восстановление старой), сборку и реконструкцию звеньев, задание бокового направления.

Вне зависимости от типа ремонтных работ, проводить их могут только участники профильной СРО с соответствующим допуском.

Капитальный ремонт жд путей

Капитальный ремонт жд переезда обычно производится вместе с усиленным, капитальным и средним ремонтом пути, что позволяет обеспечить надежность и безопасность железнодорожного движения.

В рамках капитального ремонта железнодорожных путей выполняются следующие виды работ:

  1. Очистка балластного слоя с восстановлением или заменой призмы.
  2. Полный демонтаж старой рельсошпальной решетки с заменой ее на новую или бывшую в употреблении, которая находится в отличном состоянии.
  3. Ремонт стрелочного перевода: исправление текущих поломок или строительство нового.
  4. Восстановление подушки пути до размеров, предусмотренных ГОСТами.
  5. Выправка, подбивка и стабилизация пути, а также постановка на проектную отметку.
  6. Реконструкция водоотводов и дренажной системы, которые играют важную роль в сопротивляемости коррозии и продлении срока службы двутавровых балок пути.

Как содержать ЖД-пути

Соблюдение требований эксплуатации и проведение планово-предупредительных ремонтов помогут продлить срок службы железнодорожных путей и предупредить возникающие при их эксплуатации неисправности. Важно устранять все дефекты на начальном этапе, так как они в кратчайшие сроки при эксплуатации пути усилятся и перейдут в разряд опасных или аварийных, запрещающих движение на этом участке.

Плановые работы проводятся в течение всего года согласно предварительно сформированному графику. Они включают в себя обязательные осмотры с занесением результатов в дефектную ведомость, выполнение очистки рельсошпальной решётки, индивидуальную замену и выставление элементов по уровню. Также в них входят профилактические мероприятия, продлевающие срок службы ВСП.

Похожие записи
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK