НАВEРХ
Главная » Статьи » Железнодорожные тормозные башмаки

Железнодорожные тормозные башмаки

Содержание:

Тормозной железнодорожный башмак – это специальное приспособление для ограничения скорости и полного торможения состава вагонов и локомотива. Используют их и для предотвращения самопроизвольного движения во время стоянки поезда.

Тормозной железнодорожный башмак

Тормозные ж/д башмаки имеют уникальный инвентарный номер и подлежат строгому учету на сортировочных и иных станциях, а также в эксплуатирующих железнодорожные линии организациях, в т.ч. на промышленных предприятиях с имеющимися подъездными путями.

Принцип работы

Работа тормозного башмака основана на фрикционном действии, когда устройство заменяет качение колесных пар их скольжением по рельсу. Масса состава и коэффициент трения между поверхностями колес и рельсовым полотном не позволяют поезду долго скользить, что и приводит к снижению скорости и к полной остановке вагонов и локомотива, а при их стоянке – к предотвращению самопроизвольного ухода.

Скольжение колес поезда с установленным тормозным башмаком называется юз. Продолжительность юза зависит от нескольких факторов

  • Состояние поверхностей колес и рельсов. На путях с высокой интенсивностью движения рельсовое полотно имеет более гладкую (скользкую) поверхность, а значит, и меньший коэффициент трения, что приводит к удлинению тормозного пути.
  • Вес груженых вагонов и всего состава, включая локомотив. При движении состава на длину юза влияет инерция, которая зависит от массы – чем она выше, тем больше инерция и длиннее путь до полной остановки.
  • Нагрузка на ось. Принято отличать массу вагонов от осевой нагрузки, поскольку вес – это направленная строго вниз векторная сила, которая усиливает трение и торможение, сокращая юз.
  • Скорость состава при вхождении на башмак. В сочетании с массой вагонов этот параметр влияет на инерцию и длину тормозного пути – чем выше начальная скорость, тем длиннее юз.
  • Погодные условия. Как и в автомобильном транспорте, тормозной путь на скользкой железной дороге намного больше, чем на сухой в обычных условиях.

В зависимости от назначения железнодорожные тормозные башмаки бывают нескольких видов, принцип работы которых отличается друг от друга.

Виды башмаков

Существует два основных вида классических тормозных башмаков Бюссинга – одно- и двубортные. Вторые намного устойчивее и их применяют для остановки железнодорожного состава в любом направлении его движения. Есть и отдельные модификации, включая двусторонние и оснащенные фиксирующими за рельсы скобами.

Кроме классических тормозных башмаков Бюссинга, используют и другие приспособления, предназначенные для ограничения скорости и остановки поезда в определенных условиях.

Стационарный тормозной упор

Стационарный упор

Этот стационарный механизм применяют вместо обычных переносных башмаков в тех случаях, когда состав находится на длительной стоянке. Упор приводится в действие посредством системы дистанционного управления. Устанавливают их в парках железнодорожного городского транспорта, в вагонных и локомотивных депо, на разгрузочных площадках промышленных предприятий и т.п.

Колесосбрасыватель

Сбрасывающий башмак

Сбрасывающий башмак предназначен для экстренного сброса состава с железнодорожного пути при его несанкционированном движении, которое способно привести к аварийной ситуации. Колесосбрасыватели устанавливают в тупиковых загонах и на выезде на основную линию общего пользования с подъездных сортировочных или разгрузочных путей.

Конструкция сбрасывающего башмака – это остряк для сброса и язык для подъема колеса на него. Приспособление фиксируется к рельсу резьбовым креплением. Существуют модификации с электронным дистанционным управлением. Вес башмака 54-57 кг.

Накатной башмак

Назначение этого приспособление обратно колесосбрасывателю, т.е. возврат сошедшего с пути железнодорожного состава на рельсы. Накатные башмаки бывают двух видов, которые назвали «горбушей» и «лягушкой» из-за их внешнего вида.

Лягушка

«Лягушка» имеет более широкую область захвата и предназначена она для сложного схода поезда. Вес башмака 213 кг.

Горбуша

«Горбуша» же имеет компактную форму и используется для возврата поезда на рельсы при небольшом сходе с пути. 
Вес башмака 125 кг.

Горочный

Башмак тормозной горочный

Тормозные горочные башмаки предназначены для уменьшения скорости движения вагонов и состава при его сортировке и формировании с помощью сортировочной горки. Кроме того, устройство позволяет предотвратить самопроизвольное движение состава, находящегося на склоне, поскольку даже минимальный уклон, трудно заметный невооруженным взглядом, способен запустить процесс несанкционированного ухода поезда ввиду его большой массы и инерционной силы.

Конструкция тормозного башмака

Устройство наиболее распространенного переносного тормозного железнодорожного башмака классического типа Бюссинга состоит из трех основных частей:

  • подошва;
  • опорная колодка;
  • ручка.

Подошва или полоз – это стальная литая пластина длиной до полуметра, с одной стороны которой закреплено основание опорной колодки.

Полоз башмака оснащен одним или двумя продольными бортами.

В однобортных моделях на стороне без борта есть пружинно-стержневое приспособление, которым тормозной башмак обхватывает головку рельсового полотна. Однобортные башмаки весят от 5 до 8 кг.

Двубортные модели просты и более долговечны по своей конструкции, но весят больше – около 16 кг.

Неисправности

Все распространенные неисправности железнодорожных тормозных башмаков связаны с воздействием на них экстремально высоких нагрузок, включая большой вес вагонов и фрикционное воздействие (истирание) во время юза. Такие условия эксплуатации требуют постоянного контроля технического состояния башмаков на предмет пригодности их для использования на железнодорожных путях и соответствие требованиям техники безопасности.

Тормозные башмаки запрещено использовать при выявлении следующих признаков неисправностей.

  • Трещины в колодке.
  • Отсутствие или нарушение целостности колодки.
  • Нелинейная поверхность полоза (продольное искривление или задир острого края).
  • Видимые трещины на носке.
  • Ослабление крепления колодки к подошве.
  • Поломанная или оторванная ручка.

Использовать башмак запрещено при наличии на нем наледи или при его сильном загрязнении горюче-смазочными материалами, а также при отсутствии маркировки.

В инструкции по использованию тормозных башмаков существуют и некоторые ограничения по их установке в зависимости от состояния рельсового полотна и особенностей участка железнодорожного пути. Их нельзя устанавливать в следующих случаях.

  • На несварных стыках рельсов или ближе одного метра к ним.
  • Непосредственно перед крестовиной стрелки.
  • На рамные рельсы стрелки, к которым прижаты остряки.
  • На наружных рельсах криволинейных путей.
  • Между двух колесных пар одной тележки вагона.
  • Более двух тормозных башмаков на одну ось вагона.

Маркировка, покраска и нанесение инвентарного номера

Железнодорожные тормозные башмаки – это инвентарь строгого учета, который должен храниться в специально отведенных для этого местах под контролем ответственного лица. Для учета используют специальную маркировку, которая наносится в виде клейма на верхнюю поверхность подошвы, как минимум в семи сантиметрах от опоры колодки.

Правила маркировки

На торцевую или боковую поверхность основания колодок наносят белой краской инвентарный номер тормозного башмака. Без клейма и нанесенного инвентарного номера такие немаркированные тормозы нельзя эксплуатировать ввиду отсутствия информации об их полном сроке эксплуатации, техническом состоянии и безопасности применения на железнодорожных путях общего и производственного назначения.

Маркировка (клеймение) тормозных башмаков согласно распоряжению «РЖД» №2737 от 19.12.2011 г. должна содержать до 20 знаков, которые обозначают следующую информацию.

  • Пять первых цифр – сетевой код железнодорожной станции (ЕСР).
  • Три последние цифры – инвентарный номер тормозного башмака.
  • Оставшиеся знаки, включая буквы, между предыдущими кодировками обозначают индекс ДЗО или функционального филиала РЖД.

Правила окрашивания

Тормозные железнодорожные башмаки должны быть окрашены в яркий заметный издалека цвет и три поперечные белые полосы. Окрашивание выполняют стойкой к любым агрессивным климатическим и другим неблагоприятным условиям эксплуатации.

Тормозные башмаки не окрашиваются, если их используют для остановки вагонов при переформировании состава на сортировочной горке и вытяжных путях.

Также читайте на нашем сайте о стрелочных переводах, о том сколько весит метр рельса.

Похожие записи
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
ОК