НАВEРХ
Главная » Статьи » Стрелочный перевод

Устройство и схема стрелочного перевода: из чего состоит и основные неисправности

Содержание:

Стрелочные переводы – один из основных элементов ВСП, который позволяет переводить направление движение с одного пути на другой или объединять их.

Являясь частью железнодорожного полотна, стрелочные переводы в РФ стандартизированы и должны строго соответствовать регламенту ГОСТа 33535-2015, правилам технической эксплуатации железнодорожного транспорта и требованиям Ространснадзора.

Вид стрелочного перевода

Стрелочный железнодорожный перевод бывает ручным (на малонагруженных и производственных ж/д путях) и автоматическим с дистанционным управлением на загруженных грузопассажирских ж/д магистралях.

Существует несколько видов стрелочных железнодорожных переводов, классификация которых зависит от направления движения колей и геометрии их разветвления.

Состав стрелочного перевода

Схема переводного элемента ВСП состоит из четырех главных частей:

  • стрелка с остряком – подвижный элемент;
  • крестовина и контррельсы – пересечение рельсов;
  • соединительные пути;
  • комплект брусьев для обеспечения устойчивости и жесткости всей металлической конструкции.

Стрелка – основной подвижный элемент стрелочного ж/д перевода, состоящий из двух внешних рамных стационарных и двух внутренних рельсов с остряками, привода и тяг, которые соединяют остряки между собой. Стрелка оснащена приводным механизмом. Один из остряков постоянно прижат к рамному стационарному рельсу со своей стороны, а второй отведен от своего. При переводе стрелки остряки смещаются – второй прижимается к своему рамному рельсу, а первый от своего отводится.

Схема стрелочного перевода

Ввиду того, что остряки являются подвижным элементом стрелочного перевода, они не способны сами воспринимать нагрузку от реборд колес поезда. Такая нагрузка переходит на рамные рельсы посредством специальных упорных болтов или накладок. Стандартный рамный рельс – 12,5 м, а на скоростных участках и на станциях его длина увеличивается вдвое.

Остряки соединены стрелочной тягой. Количество таких соединений зависит от размеров остряков. Длина тяг бывает как фиксированной, так и регулируемой с помощью стягивающих муфт. Регулируемые тяговые соединения остряков устанавливают на скоростных участках железной дороги.

Короткие остряки оснащены в своем корне осевым шарниром, но котором они и поворачиваются, то примыкая к рамному рельсу, то отстраняясь от него. Такую систему используют преимущественно на низкоскоростных участках железных дорог (подъездные пути на производстве, малонагруженные станции и т.п.). Длинные остряки, предназначенные для высокоскоростных магистралей, меняют свое положение за счет собственной гибкости. В них нет корневого осевого шарнира.

Назначение крестовины в обеспечении безопасного проезда железнодорожного состава через стрелочный перевод в месте пересечения рельсов. Она состоит из сердечника и двух усовиков с желобом и контррельсом. Крестовина также может быть цельнолитой. В зависимости от отношения ширины сердечника к его длине определяется марка крестовины и записывается в виде дроби (1/5, 1/10, 1/15 и т.д.).

Усовики предназначены для безопасного и точного движения колес поезда по «мертвой зоне» – место, где заканчивается сердечник крестовины. При правильной регулировке контактная поверхность колес не касается контррельса и усовиков.

Стрелочный перевод приводится в движение с помощью ручного рычага или электромеханического привода, подключенного к централизованной системе диспетчеризации движения железнодорожного транспорта. Электропривод не только приводит в движение стрелку, но и фиксирует ее положение во время прохождения через нее поезда. Ручные рычажные системы оснащают контрольными или даже навесными замками для предотвращения несанкционированного перевода стрелки.

Если колеи расположены далеко друг от друга, устанавливают съезд, в состав которого входят два стрелочных перевода и соединительный путь. При последовательном разветвлении устанавливают по одному стрелочному переводу последовательно.

Классификация стрелочных переводов

Железнодорожные стрелочные переводы бывают двух видов:

  • одиночные – разветвление одной колеи на две;
  • двойные – две стрелки, разветвляющие одну колею на три;
  • перекрестные – устанавливают на перекрестке двух ж/д путей;
  • сбрасывающие – предназначены для остановки случайно ушедшего неконтролируемого состава.

Каждый из видов имеет свои подвиды в зависимости от назначения железнодорожных путей и интенсивности движение составов.

Одиночные

  • Обычные – одна из двух колей остается прямолинейной после прохождения через стрелочный перевод.
  • Симметричные – обе колеи расходятся друг от друга под одним углом и радиусом скругления пути.
  • Несимметричные – две колеи после прохождения стрелки отклоняются от оси первоначального пути под разными углами.

 

Двойные

  • Симметричные – одна центральная колея прямолинейна, а два боковых ответвления расходятся от нее под одинаковыми углами и радиусами скругления пути.
  • Несимметричные – все три колеи направлены в разные стороны и под разными углами относительно первоначального пути.

 

Перекрестные

  • Одиночная перекрестная стрелка регулирует прямолинейный переезд железнодорожного состава через нее по одному из двух пересекающихся путей без поворотов.
  • Двойной перекрестный стрелочный перевод предназначен для прохождения через него в любом из четырех направлений как прямо с пересечением перпендикулярного пути, так и с поворотом на пересекаемую колею.

Наибольшее распространение на магистральных железных дорогах и на внутрипроизводственных железнодорожных путях получили обычные одиночные стрелочные переводы. Другие виды стрелок большого распространения не получили ввиду сложности в их конструкции, управлении и техническом обслуживании.

Марки

В России все стрелочные ж/д переводы маркируют по марке крестовины в зависимости от допустимого скоростного режима на стрелке и назначения железнодорожного пути. Марка крестовины, как и самого стрелочного перевода, обозначается дробью, которая описывает соотношение ширины и длины сердечника. Иначе такую маркировку крестовины называют тангенсом ее угла.

Типичные неисправности

Среди наиболее типичных видов неисправностей особое внимание уделяют следующим:

  • разъединенные и отставшие остряки;
  • выкрошенные примыкающие поверхности;
  • несоответствие уровня по высоте между примыкающими элементами;
  • недопустимое расстояние между контррельсом, усовиком и сердечником;
  • изломы рамных рельсов, остряков и крестовины;
  • разрывы болтов;
  • вертикальный износ всех рабочих элементов.

В рельсовых железнодорожных переводах не существует незначительных неисправностей. Каждая даже самая небольшая поломка или выработка ресурса малейшей детали способна привести к схождению состава с рельс, что влечет за собой катастрофическую аварию.

Разъединенные остряки

Разъединение остряков

Подобные поломки чаще всего происходят из-за излома на тягах или надрывы болтов. В электромеханических переводах для предотвращения такой неисправности использовано дифференцированное крепление тяг.

Синхронность перемещения остряков должна контролироваться как при установке стрелочного перевода и его ремонте, так и при регулярном техническом осмотре всех элементов железнодорожных путей.

При малейшем разъединении тяг вышедшие из строя детали подлежат незамедлительной замене.

Отставший остряк

Отставание остряка от рамного рельса

Такой вид поломки стрелочного ж/д перевода может быть спровоцирован нерегламентной обработкой поверхностей остряков или их угоном, а также недопустимым изгибом рамных рельсов или их угоном. Отставание может быть следствием недопустимого расстояния между рамными рельсами или искаженной геометрии рельсовых линий стрелки.

Отставание остряка всего на 4 мм провоцирует к сильный удар гребня железнодорожного колеса об остряк. На высоких скоростях с большой кинетической энергией движущегося поезда это может спровоцировать полный разлом стрелочного перехода и сход состава с пути.

Прилегание должно быть достаточно плотным, а зазор не может быть более миллиметра на магистральных линиях и двух на второстепенных путях.

Выкрошенные примыкающие поверхности

Выкрашивание остряков

Неплотное примыкание остряков приводит к физическому износу контактных поверхностей и их разрушению. То же самое происходит и при разности высот между рамными рельсами и остряками, при их плохой фиксации, изгибе опор или недостаточно точной регулировке тяг.

Выкрошенная зона не должна быть больше длины от начала остряка и его сечения, в котором колесо поезда при следовании «против шерсти» коснется остряка боковым гребнем. Если остряк раскрошен больше, это приведет к неминуемому сходу поезда с колеи из-за сильного удара о торец стрелки с вероятным налетом на остряк.

Максимально допустимая длина раскрошенной зоны, при которой не произойдет удара и аварийного ударного налета колеса на остряк составляет 3 мм.

Несоответствие уровня по высоте между примыкающими элементами

Понижение остряка против рамного рельса

Разность высот между стрелкой и рамным рельсом способно повлечь за собой аварийный сход состава на стрелочном переходе. Чаще всего это происходит из-за понижения уровня стрелки. Измерять такой уровень нужно в точке, где ширина верхней поверхности остряка стрелочного перевода – 50 мм.

Понижение всего на пару миллиметров приводит к отжатию и выкантовыванию рамного рельса колесами поезда, что приведет к аварийному сходу с колеи. Для предотвращения появления разности высот необходимо соблюдать важные технические меры:

  • правильная укладка всей конструкции стрелочного перехода;
  • равномерная подбивка брусьев;
  • выпрямление в продольном сечении стрелки.

Если же при соблюдении указанных мер понижение остряка стрелочного перехода все же превышает 2 мм, он подлежит незамедлительной замене.

Недопустимое расстояние между гранями

Расстояние между рабочими гранями

Стабильная геометрия рельсов и единое расстояние между ними – одно из главных условий безаварийного движения железнодорожного состава. Не исключение и стрелочный переход.

Для безопасного прохождения поезда через стрелку необходимо соблюдать установленные рамки расстояния между усовиком и головкой контррельса. Оно не может превышать 1435 мм. При этом расстояние между контррельсом и сердечником – максимум 1472 мм.

При обнаружении подобных отклонений от норм эксплуатации стрелочного перехода необходимо удалить накат на сердечнике, перешить контррельс в сборке с рельсом, отрегулировать стяжные узлы в распорках крестовины и исправит контррельсовый желоб.

Изломы и выбоины

Изломы остряка, рамного рельса и крестовины

Усталость металла и контактные повреждения нередко приводят к поперечным изломам, выбоинам и трещинам. Изломы в поперечном сечении – самые опасные, ведь остряки не прикреплены к рамным рельсам.

Изломы в крестовине, в т.ч. сердечник, усовик и контррельс, могут быть как с полным переломом, так и с частичным повреждением (крупные выбоины, глубокие трещины и т.п.). Все перечисленные неисправности стрелочного перехода нельзя устранять восстановительной наплавкой металла или свариванием.

Отработавший свой ресурс и поврежденный элемент стрелки просто заменяют.

Разрывы контррельсовых болтов

Разрыв контррельсового болта

Излом и разрыв болта контррельса приводит к лавинообразному повреждению остальных болтов, поскольку на них переходит вся нагрузка, превышающая их предел прочности. Ослабление крепления контррельса влечет за собой его отжатие с неминуемым сильным ударом колеса поезда о сердечник крестовины.

Вышедшие из строя болты незамедлительно заменяют с ликвидацией первопричины, спровоцировавшей их разрывы.

Заключение

Как и рельсы, этот элемент ВСП укладывают на деревянные или ЖБИ шпалы специального типа в соответствии с загруженностью и назначением ж/д путей.

Предлагаем пройти в каталог с деревянными пропитанными шпалами.

 Полный документ по нормам и допускам

Похожие записи
Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK